Интерактивные компьютерные системы
(495) 646-85-06

Документ-камера - эффективный инструмент в учебном процессе

В учебном процессе преподавателю нередко приходится решать вопросы различной сложности: как отобразить трехмерный объект, текст на прозрачной плёнке, напечатанный документ или негатив на большом экране таким образом, чтобы каждый студент в большой аудитории мог рассмотреть изображение?

Для отображения информации в этом случае используется сочетание проектора с экраном или проектора с интерактивной доской, а для решения вышеописанных задач лучше всего подходит документ-камера.

Документ-камера - это своего рода современный вариант оверхед-проектора, которыми мы нередко пользовались в школьные времена. С одной стороны, оверхед-проектор - это самодостаточное устройство, но с другой стороны, к его серьезным недостаткам можно отнести слабый функционал. Кроме того, оверхед-проектор имеет значительный вес, так как в нём установлена мощная тяжелая линза для конденсации света. При этом оверхед-проектор не обладает возможностью коррекции трапеции, и в принципе имеет возможность корректировки изображения лишь за счет телескопической ноги, на которой крепятся зеркало для направления изображения на экран.

Чем же, в свою очередь, примечательна документ-камера? Где и для чего ее используют?

Документ-камера для обучения – характеристики и функционал

Документ-камера применима в учебном процессе во многих областях знаний. Это и картография, и юриспруденция, и многие другие сферы образования.

Для каждой задачи может применяться свой особый вид документ-камер. К примеру, в  картографии используются потолочные документ-камеры. Это связанно с тем, что карта обычно имеет достаточно большой формат – от А3 до А0, что делает невозможным ее съемку с близкого расстояния. Подобные документ-камеры обладают очень высоким разрешением и качественной оптикой.

Для школ или университетов обычно требуются документ- камеры с меньшим разрешением, но большим функционалом. Во-первых, решение должно быть  бюджетным, во-вторых - его монтаж должен быть максимально простым, в- третьих – решение должно обладатьбольшими функциональными возможностями для проведения различных уроков и презентаций. 

В частности, крайне необходима такая функция, как трансфокатор(или, как все привыкли его называть, zoom). Его параметры могут варьироваться от х5 до х22 оптического зумирования и обычно x10 цифрового. При этом, если документ-камера имеет оптический трансфокатор х18-22 (как, например, на QOMO QD700), его можно использовать как микроскоп со среднем разрешением.

Функция «Заморозка изображения»  используется для того, чтобы поменять лист или экспонат, в то время как на большом экране остается изображение предыдущего отображаемого предмета.  «Колонтитул»  очень удобен для просмотра длинных схем и таблиц - в том случае, если вам необходимо заморозить лишь «шапку».

Помимо этого крайне желательно, чтобы документ-камера имела достаточно большое количество аудио- и видео входов/выходов.

Существуют малые переносные документ-камеры, которые в сложенном виде помещаются в небольшой чемодан и имеют малый вес, при этом обладая большим набором функций (таких как просмотр слайдов и негативов), имеют достаточно мощный трансфокатор и обладают проходными сигналами. Примером такой документ-камеры является QOMO QP10.

Дополнительные функции – максимальное удобство для преподавателя

Часто в обучении бывает очень актуальна возможность при помощи одного устройства продемонстрировать на большом экране как негатив, так и трехмерные объекты. Например, в одном из колледжей Петербурга, который занимается подготовкой милицейских кадров, перед преподавателями стоял вопрос о возможности демонстрации поддельных купюр и сравнения их с оригинальными, или же просмотра негативов с папиллярным узором для объяснения аудитории, где и как найти различия. При этом каждое изображение рассматривает не один оппонент, а сразу несколько десятков. Данная задача была решена при помощи документ камеры QOMO QD1200, которая обладает достаточно мощным трансфокатором, имеет в своём арсенале негативную подсветку планшетной поверхности и необходимое количество проходных масштабируемых выходов. Благодаря этому стало возможным демонстрировать на интерактивной доске или экране данный контент достаточно большого размера, а не ходить между рядов, держа в руках маленький слайд с папиллярным узором.

Еще одно значительное преимущество - когда документ-камера обладает свойствами  масштабатора и коммутатора аудио-видео сигналов и является универсальным  пультом дистанционного управления для многих аудио- и видеоустройств. Функция масштабатора и коммутатора позволяет соединить с помощью одной документ-камеры все приборы, используемые в учебном процессе: проектор, компьютер, ноутбук, видеокамеру или магнитофон. Входные сигналы C- video / S-video / VGA, объединенные посредством документ-камеры, передаются на проектор, и изображение выводится на интерактивную доску или экран. Управление источниками сигнала можно запрограммировать при помощи предоставляемого программного обеспечения с использованием последовательного COM-порта документ-камеры. Данным функионалом обладает камера  QOMO QD 700.

Сама документ-камера также оснащена пультом ДУ, с помощью которого преподаватель может управлять процессом на расстоянии, находясь в произвольной точке аудитории.

Важным моментом для преподавателя является возможность  сохранить изображение, передаваемое с документ-камеры. Для решения этого вопроса обычно используется память документ-камеры или персональный компьютер. Интеграция с персональным компьютером осуществляется посредством USB-кабеля. Благодаря программному обеспечению для документ-камеры преподаватель может сделать снимок отображаемого объекта или записать видео в реальном режиме и сохранить данный контент на жестком диске компьютера. Кроме этого, можно в реальном времени  при помощи интерактивного планшета делать пометки поверх контента для создания будущей презентации.

Если, к примеру, требуется показать на большом экране некий документ или негативную плёнку, а впоследствии необходимо подсоединить ноутбук и продемонстрировать Power Point презентацию, незаменимым помощником в этом будет документ-камера QOMO QD700, которая обладает проходными сигналами как C-Video, так и S-video и RGB. 

Input connectors  C-Video: RCA jack 1
S-Video: 4 pin mini Din 1
Audio: Mini jack 1
MIC: Mini jack 1
PC Audio: Mini jack 2
RGB: DB15FLC 2

Output connectors RGB DB15FLC 2
C-Video: RCA jack 1
S-Video: 4 pin mini Din 1
Audio: Mini jack 1

Помимо этого, с помощью программируемого COM-порта документ-камеры можно запрограммировать проектор на включение/выключение. Документ-камера  QOMO QD700 также даёт возможность управлять питанием персонального компьютера. Благодаря этому преподавателю не потребуется держать вокруг себя большое количество пультов – все функции управления выполняет документ-камера.

Таким образом, документ-камера является одним из самых простых, удобных и доступных решений, используемых в образовании, а ее интеграция с другими интерактивными средствами обучения позволит максимально повысить эффективность учебного процесса и вывести на новый уровень подачу учебного материала.

К списку решений